Что о нас пишут :: НАШ ЛИЦЕЙ

Газета "Бауманец", 23 октября 2009 года, № 11 (3485)

НАШ ЛИЦЕЙ

В этом году физико-математическому лицею №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана исполнилось 20 лет. По случаю знаменательного юбилея наш корреспондент и выпускник лицея Максим АЛЕХИН беседовал с его директорами и основателями, а также поделился собственными впечатлениями о лицейской жизни.

   Основателем специализированного учебно-научного центра МГТУ имени Н.Э.Баумана, структурной частью которого является сам лицей 1580, стал Владимир Владимирович Кузнецов. Именно он заложил основы создания новой школы, в широком понимании этого слова, и возглавлял СУНЦ с 1989 по 1995 годы.
- Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, зачем создавался СУНЦ?
- Каждый ВУЗ имеет свою специфику. В свое время Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «При каждом университете должна быть своя школа, причем преподавание в ней должно быть таким же, как и в данном университете».
- Какая самая большая трудность возникла на пути создания центра?
- Бюрократические барьеры. Понимаете, к сожалению, все это происходило в 90-е годы, когда в стране шла война законов, «конкуренция» между Россией и Советским Союзом.
- В других ВУЗах были аналогичные подразделения?
- Да, они были и есть. Идея создания специализированных научно-учебных центров возникла впервые в Московском и Ленинградском Государственных Университетах. Собственно, мы изначально создавались по их образу и подобию. Они успели вовремя реализовать эту концепцию, у нас, к большому сожалению, СУНЦ, в первоначальном его понимании, сегодня функционирует не полностью.
- В чем это проявляется?
- Помимо университетских преподавателей, кандидатов и докторов наук, как это было задумано при создании СУНЦ, в лицей все больше приходит выпускников педагогических специальностей. Я не берусь сказать, хорошо это или плохо, просто первоначальная специфика, по-моему, постепенно утрачивается.
- Подготовка по фундаментальным дисциплинам в лицее 1580 отличается от таковой в других физико-математических школах, не говоря уже об общеобразовательных учреждениях…
- Конечно. Но вот пример. В свое время, геометрия изучалась на векторной аксиоматике, более прогрессивной и наиболее актуальной. В настоящее время во всем мире в науке, если так глобально сказать, тенденция к алгебраизации. Вероятно, уже ваше поколение в лицее учили по классической аксиоматике.
- Когда я учился, преподавание велось сначала в рамках классической теории, а позднее были показаны возможности векторной аксиоматики, ее применение для более эффективного решения класса прикладных задач. В конце обучения, каждый выбирал те методы, которые были ближе и удобнее именно ему.
- Да, а сейчас преимущество все более отдается классическим методам, как более простым и понятным.
- К чему, все-таки, на ваш взгляд, стоит стремиться лицею 1580 сегодня?
- Конечно, все меняется. Но стремиться все равно нужно к тому, что сказал М.В. Ломоносов, тем заветам, что закладывались в основе создания СУНЦ.

   Все новое всегда создавать трудно. Многое легло на плечи первого директора лицея №1580 Юрия Львовича Беляева, который руководил его работой с момента основания вплоть до 1993 года.
- Сколько человек было в первом выпуске лицея?
- Около 200. Хочется сказать большое спасибо ребятам именно того, первого выпуска. Многое поначалу легло на плечи лицеистов. Занятия проходили в соседнем здании, во вторую смену, ведь своей школы как таковой тогда еще не было. Но ребята все равно пришли к нам учиться, не испугались трудностей. Многие потом помогали в оборудовании нового здания и оснащении помещений.
-Со стороны МГТУ имени Н.Э. Баумана помощь оказывалась?
-Конечно. Спасибо Игорю Борисовичу Федорову и всему руководству МГТУ за неоценимую помощь и поддержку в создании нашего лицея, мы все время сотрудничали, иначе у нас ничего бы не вышло, и это действительно не просто слова. За год была проделана колоссальная работа. Моя отдельная благодарность Владимиру Владимировичу Кузнецову, инициативный и талантливый человек. Много труда и здоровья вложил в наш общий школьный дом.
-Поделитесь, пожалуйста, личными впечатлениями от пребывания в должности директора.
-Запомнилось многое, но больше всего, самое удивительное, пожалуй, то, что ровно через год, с нуля, школа была построена. В начале набрали учеников, не имея собственного помещения. Через год, 23 феврали въехали в новое здание. Теперь каждый год в последнюю субботу февраля выпускники, вчерашние лицеисты, приходят в родную Alma Mater отметить вместе День Лицея. Здесь им всегда рады.
-А вы сами, какой ВУЗ заканчивали?
-Педагогический. Но Бауманку знаю - работал в составе Ученого Совета. Могу с уверенностью сказать, в МГТУ много хороших факультетов. В организации воспитательной работы в лицее, кстати, я опирался на выпускника МГТУ, МВТУ в то время, Мелентьева Евгения Андреевича. Бывший моряк, служил на атомной подводной лодке. Окончил энергетический факультет.
-А что вы можете сказать про команду учителей лицея?
-Учителям, во-первых, мои самые искренние поздравления по случаю знаменательного юбилея! Большинство из них, я знаю, работают в лицее с его самого первого дня. Весь педагогический коллектив проходил конкурсный отбор, мы набирали лучших, профессионалов своего дела.

   На протяжении двух лет, в непростые 90-е годы, возглавлял лицей Изосимов Юрий Юрьевич. Его сменил Борис Васильевич Падалкин, которому, в течение десяти лет, начиная с 1995 года, удалось успешно совместить сразу две должности, руководителя СУНЦ и директора физико-математического лицея №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана.
- Чем, на ваш взгляд, труднее руководить, работой СУНЦ или лицея 1580?
- Специализированный учебно-научный центр – одно из подразделений вуза, поэтому всегда можно было найти какую-нибудь инструкцию или пойти к начальникам и спросить совета. Тем более что внутреннее устройство МГТУ всегда отличалось большим здравым смыслом, а руководство - редкой благожелательностью к подчиненным. А любая школа является самостоятельным юридическим лицом. К тому же в лицее многое пришлось делать впервые, опыта не было. Нужно еще отметить, что Департамент образования и его Южное окружное управление поначалу настороженно воспринимали появление школы при вузе, и много сил было потрачено на то, чтобы установить взаимопонимание.
- Какой случай больше всего запомнился, когда вы работали директором лицея?

- За десять лет накопилось очень много воспоминаний, и сложно выделить какой-то один день или событие. Событий вспоминается множество, хороших и не очень, долгожданных и свалившихся как снег на голову. Событий разноплановых, поскольку директор отвечает не только за учебу, но и, образно говоря, за «стены». Бывали дни, когда гораздо важнее учебных проблем казались хозяйственные. Много сил, особенно в начале, требовала работа с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями. Но больше всего вспоминаются выпускные вечера – дни, когда лицеисты получают аттестаты зрелости. Этот день всегда давал мне такой заряд положительных эмоций, которого хватало надолго.
- Скажите, пожалуйста, а вы сами в школе хорошо учились, какой предмет был любимый?
- Я учился в школе с углубленным изучением французского языка, и закончил ее с одной четверкой в аттестате. В 1984 году не было серебряных медалей, а то, наверное, получил бы ее... Учиться было легко, несмотря на большую нагрузку. В школе были очень сильные учителя, прежде всего по профильным предметам, и хорошая организация учебного процесса. Я могу оценивать работу школы профессионально, и должен сказать, что многие стороны тогдашней школьной жизни были продуманы просто здорово. Из предметов больше всего мне нравилась физика, а потом, пожалуй, история. 
- Если бы снова поступали в МГТУ, какой факультет вы бы выбрали сейчас?
- Хороший вопрос! Думаю, что я вновь выбрал бы ту специальность, которую закончил, РК-5 «Прикладная механика». Учеба на этой кафедре дает фундаментальную подготовку в области механики, в том числе в самых передовых ее областях, навыки самостоятельного проведения научных исследований и широкий инженерный кругозор. Хотя сегодня очень перспективными представляются и направления, связанные с информационными технологиями. Безусловно, большого внимания заслуживает факультет ИБМ, синтез инженерного и экономического образования дает выпускникам факультета значительные преимущества. Но самое главное, на мой взгляд, не где учиться, а как учиться. Учат в МГТУ имени Баумана хорошо, однако студентам нужно почаще вспоминать поговорку «нельзя ничему научить, можно только научиться».
- Ваши пожелания лицею, его преподавателям и ученикам...
- Желаю всему коллективу лицея долгих-долгих лет успешной работы и выполнения задуманного. Знаю, что задумано многое, и верю, что через несколько лет лицей станет еще лучше. Преподавателям хочу пожелать много хороших учеников, а новым поколениям лицеистов – чтобы проведенные в лицее годы остались в памяти как счастливое время, наполненное мечтами и свершениями!

   За двадцатилетнюю историю своего существования лицей 1580 сменил пять директоров, пять талантливых руководителей и организаторов. Об основных задачах и перспективах развития рассказал сегодняшний директор Сергей Сергеевич Граськин, профессор, доктор технических наук.
- Скажите, пожалуйста, почему возникла необходимость дополнительного набора учеников 8 класса?
- Это требование нашего времени. Профильные классы, ориентированные на дальнейшее обучение у нас, существуют с 2001 года на базе 537 и других школ. Не секрет, что программу обучения в Лицее 1580 отличает от других школ больший объем учебных часов, более высокие требования к знаниям и уровню подготовки выпускников. В 10-11 классах расписание ребят загружено очень серьезно. Кроме обычных занятий по математике и физике школьники посещают спецкурсы и факультативы. Такой подход призван решать две основные задачи: ликвидация существующих пробелов и углублений знаний по специальным наиболее интересным дисциплинам. Опыт работы показывает, что у учеников из профильных классов знания более твердые, ребята гораздо лучше приспособлены к серьезным образовательным нагрузкам. Таким образом, в 2004 году, в соответствии с письмом Департамента Образования города Москвы, нашему лицею было дано право проводить обучение не только старших классов по III ступени, но и по II (8 и 9 классы). Сегодня в лицее проходит обучение 750 школьников в 26 классах.
- Какие новые образовательные технологии внедряются в учебный процесс?
- Во-первых, интеграция существующей системы подготовки в лицее в концепцию непрерывного инженерного политехнического образования. Богатые традиции, накопленные предшественниками, необходимо сберечь и преумножить. Это невозможно без крепкого коллектива единомышленников, сохранения и преемственности квалифицированных кадров. К нам приходят преподавать выпускники и молодые аспиранты Университета и МГТУ. В лицее действует отлаженная система наставничества.
Обновляется материально-техническая база - закупается новое лабораторное оборудование, открываются современные компьютерные классы, мультимедийно оснащенные аудитории. Пополняются библиотечные фонды, функционирует просторный читальный зал с интернет-доступом. Задействованы возможности автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом МГТУ имени Н.Э.Баумана. Вообще современным информационным технологиям уделяется особое внимание. У нас замечательный сайт, зайдите сами посмотрите, если интересно. Ведется постоянный мониторинг образовательного процесса, система аналогична Электронному университету МГТУ. Существует также возможность ведения интерактивного диалога между преподавателями и родителями, что не маловажно.
- Сергей Сергеевич, если можно, несколько слов о воспитательной работе.
- Регулярно проходят праздничные выступления, концерты и конкурсы, которые организуют сами ребята. Созданы широкие возможности для ученического самоуправления, функционирует общелицейский совет старост. Отстроен новый стадион. По уровню оснащенности это даже скорее многофункциональный спортивный городок. По словам представителей американской делегации, преподавателей, которые приехали к нам в гости по обмену опытом, далеко не каждая школа в США может похвастаться таким спортивным комплексом. В самом здании лицея открыт для посещения полноценный тренажерный зал. Служба психологической поддержки работает круглосуточно. Ведь все-таки, первые дни в лицее - это серьезный стресс для ребят.
- Каким образом осуществляется непосредственное взаимодействие со структурными подразделениями и кафедрами МГТУ имени Н.Э.Баумана?
- Согласно учебному плану, первая половина учебного дня - обязательная составляющая, вторая часть отводится под факультативы, проектно-исследовательскую деятельность, не предусмотренную основной программой. В рамках дополнительного образования профессора и преподаватели кафедр университета ведут спецкурсы и факультативы по профилю дальнейшего обучения будущих студентов: «Основы ракетной техники», «Математическое моделирование технических систем» и другие. На базе лицея ведет свою работу лаборатория конструирования и проектирования транспортных средств. В рамках взаимодействия с различными факультетами МГТУ регулярно организуются циклы тематических лекций и семинаров. Сохранилась и традиционная профориентационная практика учащихся после 10 класса. В течение двух недель лицеисты знакомятся с жизнью университета, посещают различные кафедры и лаборатории, задают вопросы профессорам и студентам. Такая форма проведения летней практики помогает сделать осознанный выбор специализации на самом раннем этапе.
- Расскажите, пожалуйста, о дальнейших перспективах развития лицея.
- Сегодня физико-математический лицей №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана полностью перешел на нормативную систему финансирования. В прошлом году, согласно решению местных органов власти, в наше пользование было отдано здание школы №537. Обучение бесплатное. Чем лучше и эффективнее мы работаем, чем больше лицей востребован на рынке образовательных услуг, тем больше средств из государственного бюджета выделяется на его финансирование. Необходимо постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(Александр Пушкин)

   Атмосфера в лицее особенная. Ощущаешь ее, как только переступаешь порог. Немного непривычная сначала, но дружелюбная и демократичная. Быстро привыкаешь и с головой погружаешься в стремительный круговорот новых впечатлений, знаний, общения. Втягиваешься в свой особенный ритм лицейской жизни.
Вместо привычных ежедневных школьных уроков – лекции, семинары, коллоквиумы. Стендовые домашние задания. Вместо дневников – зачетки. Практические занятия по естественным наукам проходят в специально оборудованных лабораториях. Здесь лицеист может прочувствовать особенности физических и химических законов, самостоятельно проводить научные изыскания. Каждую четверть экспериментальные установки сменяют друг друга в соответствии с определенным разделом курса, преподаваемой ученикам областью знаний. Помимо усвоения методической базы по образовательным дисциплинам в багаже выпускника, что не менее важно, остаются такие качества, как умение думать собственной головой, самостоятельно принимать ответственные решения, системность мышления.
В здоровом теле – здоровый дух. Жизнь лицеиста немыслима без спорта. Двери спортзала всегда открыты, любой желающий может поиграть в баскетбол, волейбол, выяснить, кто сильнее за столом для армрестлинга или вооружившись перчатками для бокса. В холле стоят столы для настольного тенниса. Во время большой перемены здесь никогда не стихают баталии мастеров ракетки. Как показывают многочисленные исследования, занятия спортом в перерывах между интенсивной умственной деятельностью оказывают благотворное влияние на состояние человека, помогая снять лишний стресс, лучше сосредоточиться перед следующим уроком.
Футбольная площадка прекрасно оборудована. Играть - одно удовольствие - можно круглый год. Лицейский чемпионат между классами (обычно в одной параллели их около десяти) регулярно собирает множество зрителей, в том числе и из других школ. Во дворе стоят турники, брусья. Нужно только не лениться, если хочешь быть в хорошей форме. Зимой занятия на лыжах проводятся на базе конноспортивного комплекса «Битца». Там также работает бассейн. После хорошего снегопада, морозным утром, помимо привычных книжек, методичек, тетрадок с выполненным домашним заданием, в рюкзаке лицеиста появляются термос с душистым чаем, несколько бутербродов, шоколадка, шлем, пара термоносков, горнолыжная маска. Что может быть лучше катания с друзьями после уроков в ясный день! До ближайшего склона добираться не больше получаса...
Учиться тяжело. Особенно первую четверть. В первую очередь учишься грамотно распределять свое время и силы. В шестнадцать лет хочется многого. Не все дается сразу. Обычно сначала оценки, привычные в школе, отличаются от успеваемости в лицее. Но огорчаться не стоит – ведь в  лицей приходят за новыми знаниями, а не за пятерками. Иметь отлично по всем предметам можно и здесь. Для этого должно иметь ясную цель, представление о том, для чего тебе это действительно необходимо, если необходимо. Нужно быть готовым много трудиться, ошибаться и начинать снова. После глубокой и разносторонней подготовки по физике, математике и химии особых проблем с изучением фундаментальных дисциплин в МГТУ на первых курсах практически не возникает, а конспект лицейских лекций может очень пригодиться при подготовке к экзаменам. Хочется сказать большое спасибо преподавателям математики и физики Людмиле Алексеевне Шишкиной и Владимиру Ивановичу Мудруку.
Одними точными науками сыт не будешь. В лицее целое множество спецкурсов, из которых каждый может выбрать то, что ему ближе. На заседаниях «Английского клуба» кипят дебаты на актуальные темы современности на языке туманного Альбиона. Функционирует кружок экскурсоводов. Для ребят проводятся регулярные тематические прогулки по Москве. Организуются посещения столичных музеев и театров. Школьники знакомятся с историей города, учатся сами проводить экскурсии, в том числе и для иностранных гостей, приезжающих в лицей. Для будущих экономистов и управленцев проходят семинары по основам менеджмента и принципам организации производства. Можно посещать занятия по психологии. Организован курс по инженерной графике и начертательной геометрии. Расположенный через Балаклавский проспект Варшавский пруд представляет интересный объект изучения в рамках исследования влияния антропогенного фактора на природный водоем. Для тех, кому интересна сущность явлений, происходящих в природе и технике, кто хочет научиться моделировать различные процессы, глубже понимать окружающее мироздание, открыты двери «Нелинейного мира» (название лицейского спецкурса – прим. Ред.).
Лицей 1580 – удивительный мир, немыслимый без своих праздников и традиций. На сцене актового зала проходят праздничные концерты, выступления музыкальных групп, постановки театральной студии. Хорошо запомнилась, например, поездка нашей творческой команды на слет Лицейское братство с Ольгой Валерьевной Белоконь. В течение трех дней в Менделеево коллективы специализированных школ Москвы представляли свое творчество. Музыкальные импровизации, мастер-классы, драматические номера, литературные чтения в течение трех дней без перерыва. Вечером, скорее даже ночью, готовишь выступление, а утром уже на сцену. Было очень здорово.
Отдельно хочется отметить научно-исследовательскую экспедицию на Байкал летом после десятого класса. Возглавлял и организовывал поход Андрей Витальевич Кравцов. Наш маршрут пролегал от устья реки Баргузин через заповедник до Чивыркуйского залива. Несколько недель мы путешествовали по таежному краю, делали замеры состояния воды вдоль побережья. Помимо обычного туристского снаряжения приходилось нести и аппаратуру для экспериментов. Солнечные батареи, прибор для измерения относительной прозрачности, разработанные самими ребятами в лаборатории лицея. Рыбачили, гуляли по тайге, поднимались на поросшие кедрами возвышенности. Оттуда открывался замечательный вид на озеро, особенно прекрасное вечером и на рассвете в лучах сибирского солнышка.
Два года в лицее пролетают совсем незаметно, даже слишком быстро. Два года, яркой и полной жизни, насыщенной, трудной и интересной. Это не просто школа, это особенный образ мышления, школа становления личности. Хочется сказать огромное спасибо всем преподавателям физико-математического лицея №1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана и друзьям, моим настоящим лицейским товарищам.

Максим АЛЕХИН

© ГОУ лицей № 1580, 1998-2014